Все страны


Читатель, раскрой Святую Библию, посмотри вторую книгу пророка Моисея «Исход» и ты найдешь там: «Моисей же бяше пасый овцы Иофора тестя своего священника Мадиамска: и гнаше овцы в пустыню: и прииде в гору Божию Хорив. Явися же ему Ангел Господень в пламени огненне из купины: и видит яко купина горит огнем, купина же не сгараешы. Рече же Моисей: мимошед увяжду видение великое сие, яко не сгарает купина. Егда же виде Господь, яко приступает видети, воззва его Господь из купины, глаголя: Моисее, Моисее, он же рече, что есть Господи; Он же рече: не приближайся семо, иззуй сапоги от ног твоих: место бо, немже ты стоиши, земля свята есть» (Исх. 3:1–5).

Подобно тому, чудесное явление было и у нас, на Волыни, на заре христианства, на одной их Почаевской гор, где ныне красуется Святая Успенская Лавра с ее великими святынями.

Золотыми крестами на золоченных куполах уходит она в высоту и, словно касаясь лазурного неба, осеняет восток и запад древней Волынской земли. Сменяют друг друга столетия, а святая гора все также напоминает о вечности жизни, свидетельствуя о несокрушимости веры Православной, о силе единения в духе святом.

История её основания на этой святой горе уходит своими корнями в глубину веков.

1240 год. Хан Батый захватил Киев. Монголо-татары угнетают Православную Русь, разрушают всё святое. Киево-Печерские иноки идут на Волынь в поисках убежища и находят его на скалистой, покрытой густым лесом горе, где и поселяются. Сюда приносят они суровый аскетический дух преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских, а место своего уединения называют в память о реке Почайне — притоке Днепра, на берегу которой стоял некогда их монастырь.

Тогда же иноки сподобились благословения Матери Божией. Она явилась им на скале подобно неопалимой купине с короной на главе и скипетром в руке, оставив на камне след своей правой стопы, из которого начала источаться целебная вода. Явление это и было благословением и знаком заступничества Богоматери для набожных насельников недавно основанной ими обители и земли волынской, которая подобна древней виденой Моисеем купине горевшей, но не сгоравшей, останется целой и победоносной.

Слухи о них и о чудесном явлении Божией Матери собирают сюда всё больше и больше христиан для молитвы. Многие из них остаются на горе для несения монашеского подвига. Это и побудило иноков построить деревянную церковь у подножья горы, где все богомольцы смогли бы слушать службу Божию.

Время шло, слава святой горы росла и ширилась. Вместо деревянной церкви иноки потом воздвигли новую каменную Успенскую церковь.

А маленькая пустынная обитель постепенно становится центром духовной жизни на западных землях Руси. В ней ищут православные защиты от унии, которую уже насаждала Речь Посполитая. Но покровительство Богоматери не замедлило тогда открыться рядом чудесных событий в исторической жизни обители и Волыни.

Иноки в 1597 году принимают явную небесную помощь Богородицы — местная помещица Анна Гойская дарует монастырю значительные земельные наделы, имения и самое дорогое сокровище — чудотворный образ Божией Матери, завещав при том хранить Православную веру и обычаи Восточной Церкви на вечные времена.

Начинается новая эпоха в долгой и славной истории монастыря. Игуменом обители становится Иов Железо, бывший игумен Дубенского Крестовоздвиженского монастыря.

Родился он в Галиции в семье православных родителей и наречен был Иоанном. В десятилетнем возрасте удалился в Угорницкий монастырь и уже в 12 лет был пострижен в монашество с именем Иов в честь праведного Иова Многострадального.

В 30 лет он принял священный сан и вскоре пострижен в великую схиму с именем Иоанн. В истории же обители и месяцеслове Церкви за многострадание и долготерпение подвижника сохранилось имя Иов.

Подвиги и труды его привлекли внимание известного поборника Православной веры на Волине князя Константина Острожского и он умолил игумена Угорницкого монастыря отпустить «блаженного трудолюбца» в его Дубенский монастырь «для показания образа иноческих подвигов братии сего монастыря».

Более 20 лет подвижник возглавлял Дубенский монастырь. Он вел большую просветительную работу в защиту Православия, переписывал святоотеческие книги. По его совету и благословению в Остроге вышла первопечатная на славянском языке Острожская Библия.

Народ любил и чтил преподобного Иова, но известность тяготила подвижника; он стремился к уединению. И вот, по внушению Божию, он в Почаеве. Великий аскет, сторонник безмолвия и пустынножительства, он ревностно принимается за дело, посланное ему Богом, не гнушаясь и тяготами, связанными с духовным и материальным устроением обители. Ему суждено было стать светильником Православной веры у Западной границы Руси после заключения Брестской унии в 1597 г., показать истинный путь спасения всем отпавшим от Церкви и отеческого благочестия.

В 1628 г. на Православном духовном соборе в Киеве он клятвенно обещал и скрепил свою клятву собственноручной подписью у мощей Киево-Печерских угодников вместе со всеми пастырями — участниками собора «в вере отеческой Православной крепко и неизменно стоять и об оступлении никогда не помышлять».

Благодаря подвигам и неустанным стараниям преподобного Иова была открыта школа и типография. В 1649 г. построена на самой вершине горы церковь в честь Святой Троицы со стопой Богородицы в середине храма, — до этого след стопы более 400 лет оставался под открытым небом. Тогда же обитель была обнесена оборонной стеной, построены другие храмы, жилище для монахов, различные хозяйственные сооружения.

Доныне на улицах Почаева шумят трёхсотлетние липы, посаженные преподобным Иовом, а зеркальная вода выкопанного им на вершине горы колодца и пруда у подножья, и теперь свидетельствуют о великом, говоря словами его жизнеописателя, труде для развития монастыря, и только «самому Богу, тайная сердец человеческих проникающему, удобно их сочислити».

Столетним старцем окончил свой земной путь игумен Иов (1651 г.), но вместе с Богородицей остаётся неизменным заступником древней православной святыни от посягательств иноверцев. Навеки запечатлено в памяти церковной событие Збаражской войны 1675 г.

Пятидесятитысячный отряд турок и татар под предводительством Нуреддина был отогнан от монастыря чудесным явлением над Свято-Троицкой церковью Царицы Небесной с распростёртым омофором в руках, с небесными ангелами и преподобным Иовом, прилежно молящимся Богородице, «да не предаст в неволю его монастыря».

А десятилетиями позднее, словно во исполнение библейского пророчества «и созиждут сынови инороднии стены твоя и царие их предстояти будут тебе» (Ис. 60:10) явила Матерь Божия чудодейственную силу графу Николаю Потоцкому. Безудержный в своём произволе, он, за то, что лошади чего-то всполошились, понеслись и опрокинули коляску, три раза стрелял в своего кучера.

Только и успел извозчик повернуться в сторону виднеющегося на горе монастыря и обратиться с молитвой к Божией Матери — и... осечка: первый, второй и третий раз. И взбешенный Потоцкий ошарашено смотрит на свой пистолет, ещё ни разу не подводивший его, переводит взгляд на кучера, полумёртвого от страха, но с огоньком какой-то безумной надежды в глазах, всё также обращённых к силуэту монастыря. Чудо это произвело на графа огромное впечатление. Со слезами покаяния падает он на колени перед чудотворным образом Богородицы и обещает отныне посвятить свою жизнь монастырю и заботиться о приумножении его величия и славы.

И уже в 1771 г. на месте древних церквей, небольших и разрозненных, начинает, по проекту архитектора Готфрида Гофмана, строить в стиле позднего барокко величественный трёхпрестольный собор в честь Успения Пресвятой Богородицы.

Расписывал храм уже в начале XIX в. львовский художник Лука Долинский, а спустя некоторое время, в 1874 г. (после пожара) обновляли роспись лаврские художники вместе с академиком Васильевым.

В живописи собора евангельские события и события связанные с историей монастыря и прославлением его святынь. Отделочные работы выполнял скульптор Полиевский.

Кроме Успенского храма в этот период построен братский корпус, в котором живёт братия доныне. Пещерная церковь построена в 1774 г. под террасой Успенской собора. Она представляет собой как бы длинный коридор с большими окнами с правой стороны, а с левой — вход в каменный грот, где покоятся нетленные мощи преподобного Иова и находится маленькая пещерка, где молился святой.

От входа в храм и вплоть до иконостаса, на сводах арочного плафона роспись, повествующая о крестном пути Спасителя, а на стенах эпизоды Его земной жизни. В храме установлен резной иконостас темного дерева. Церковь эта, как бы обняв гору, навсегда соединилась с величественным сооружением Успенского собора — шедевром искусства и отражением богатства небесного и человеческого разума.

В 1833 г. указом Святейшего Синода монастырь был удостоен названия Лавра, и с тех пор год за годом приближался к нынешнему облику. В монастыре продолжалось строительство. С восточной стороны были построены Святые ворота, рядом с ними в доме, возведенном ранее, в 1835 г. были устроены архиерейский дом и Крестовая церковь во имя апостолов Петра и Павла. Предполагают, что она была освящена в память посещения монастыря в 1711 г. Петром I, когда он отправлялся в Прутский поход вместе с архиепископом Новгородским Феофаном Прокоповичем, пострижеником Почаевского монастыря.

Трудами настоятеля и братии монастыря в последующие годы возводились новые сооружения: это церковь прп. Антония и Феодосия (под церковью прп. Иова), и Трапезная церковь во имя св. вмц. Варвары, Похвальная церковь с приделом в память победы Божией Матери над турками и татарами в 1675 г., это и колокольня, которая гармонирует с Успенским собором, и свечной завод, белая и ратушная гостиницы, аптека. Была устроена великолепная галерея перед храмом Успения. Существовала двухклассная церковно-приходская школа с трёхгодичным курсом обучения, иноческая школа, позолотня, типография, иконописная мастерская... С целью религиозно-нравственного назидания простого народа с 1887 г. стал издаваться еженедельный журнал «Почаевский листок». Не забывают об обители и паломники. С ранней весны до поздней осени идут они на поклонение её святыням.

В 1906 г. по инициативе архиепископа Антония Храповицкого (проект архитектора А. Щусева) начинается строительство большого Троицкого собора в древнерусском стиле. Это была дань памяти прежнему храму, построенному Феодором и Евой Домашевскими ещё при преподобном Иове. Расписан храм только в 70-х гг. по эскизам художников В. Щербакова и В. Флорова. Иконостас выполнен по проекту А. Щусева. Собор этот зримая проповедь Православия на Волыни, отголосок первых иноков, засеявших на этой Святой горе истину, которая проросла через века.

1914 г. Первая мировая война. Своим крылом она зацепила монастырь. Из Лавры вывозится все, что представляет какую-то ценность: от колоколов до архива, библиотеки и свечного завода. Чудотворный образ Почаевской Божией Матери и мощи преподобного Иова в серебряной раке были доставлены в Житомир, где и пробыли до 1918 г. В обители пожелало остаться 18 человек. Однако австрийцы, занявшие монастырь в августе 1915 г., отправили их в Венгрию в лагерь пленных.

Но недолго хозяйничали иноверцы. В мае 1916 г., вследствие Брусиловского наступления в Галиции, в Почаев приходят русские войска. В Лавре возобновляются богослужения, возвращаются с плена иноки, начинает налаживаться хозяйственная жизнь обители.

Стремительно менялись тогда политические события. И уже с сентября 1920 г. Волынь занимают польские войска и с того времени вплоть до 1939 г. монастырь принадлежит Польше. Существованию Лавры, как православной обители угрожала тогда «ревиндикция» — передача католической церкви храмов. Против выступил весь православный мир и отстоял свои святыни.

Присоединение западных регионов к восточной части Украины, лихолетье Великой Отечественной войны тоже отразилось на судьбе монастыря. Лавра вошла в молитвенное общение с Русской Церковью. Совершались епископские хиротонии, в том числе и лаврских насельников для различных городов Украины.

Так называемый «новый корпус», где помещались типография, иконописная, иноческая больница, а также монастырская мельница, архиерейский дом, свечной завод были отобраны у монастыря вместе с полями, лесами, садами и хозяйственным инвентарём. И всё же монастырь жил. Возвращались с войны монахи, в храмах возносились молитвы, соединяя землю с небом; паломники отовсюду спешили поклониться Почаевским святыням.

60-е годы — времена новых испытаний. Над Троицким собором в 1958 году вся в черном, с черным омофором в руках Пресвятая Богородица снова являет Своё покровительство. Она помогает пережить антирелигиозный разгул в монастыре, когда монахов буквально вытаскивали из келий, поливали водой из пожарных машин, лишали прописки, сажали в тюрьмы, помещали в психушки... и это пережила обитель.

Свято-Духовский Скит

С началом перестройки в обществе и государстве изменилось отношение к Церкви. Возрождаются храмы и монастыри, право славный люд торжественно отмечает 1000-летие Kpeщeния Руси. А Почаевский монастырь через свои уставные богослужения и проповеди продолжает раскрывать христианам подлинную красоту и истинность веры Христовой, выполняя свою извечную миссию - быть светильником Православия на западных землях Украины.

5 августа 1990 г. Почаевская Лавра торжественно праздновала 750-летие основания обители. Торжество возглавил высокий гость — Святейший Патриарх Алексий II. Вновь затеплилась лампада монашеской молитвы в Свято-Духовском скиту, который был закрыт во времена последних гонений.

При Лавре была открыта воскресная школа, а спустя некоторое время и богословское училище, впоследствии преобразованное в духовную семинарию.

Монастырю возвращены часть сооружений, сады и земельные участки. Около ста насельников имеют большой фронт работ. Однако на первом месте остаётся наивысший монашеский подвиг — молитва, благодаря которой не исчерпывается благодать на Почаевской горе.

Новым торжеством правды и истины стало для обители празднование в августе 1997 г. 400-летия перенесения чудотворной иконы Богородицы из замка Анны Гойской. Этим торжеством вписана ещё одна страница в историю Почаевского монастыря, претерпевшего немало испытаний на своём жизненном пути.

А история его это постоянная и непрекращающаяся борьба за его (монастыря) существования, борьба за воссоздание его хозяйства и на поддержание громадных его строений, на охрану великих его святынь. Все это понимает нынешний его наместник архимандрит Владимир. Возвращенные в последние годы монастырю сооружения, сады и земельные участки его стараниями преобразуются.

Начатая почти полвека назад всеобъемлющая реставрация храмов продолжается и по сей день, ведут ее опытные мастера и художники. Впечатляет каждого богомольца и паломника нынешний объем ремонтных и строительных работ в Лавре и семинарии. Стоят строительные леса вокруг бывшего архиерейского дома, освобожденного от городской поликлиники, принимает паломников новая гостиница — приют, что у Троицкого собора (возвращенная часть ныне действующей больницы для душевнобольных)... Преобразилось до неузнаваемости и хозяйственное подворье монастыря. Там и большая мельница, и новый коровник, и электростанция, и пасека, и мастерские, и гаражи, и бетонированные дороги, и газовые котельни, и... впрочем нет смысла все описывать теперь. Монастырская летопись допишет. А каждый приходящий все видит воочию, чувствует здесь всюду полноту земной жизни и благоволение к небесной.

Стоит на пороге третьего тысячелетия древняя обитель на святой горе. Об этой памятной дате напоминает каждому богомольцу крест в лаврском скверике, воздвигнут в честь третьей Международной церковно-приходской конференции: «Украина на пороге третьего тысячелетия: духовность, наука, просвещение, культура», состоявшейся в ноябре 1998 г. в стенах Лавры.

Какой войдет святыня в третье тысячелетие? — Поневоле задаются таким вопросом богомольцы, думая зачастую и о себе, ибо с ней связывают свое спасение. Ответ напрашивается сам: духовно чистым и богатым монастырем, святыней православных христиан, защитником истинной веры, ибо над ним извечно покров Богородицы, заступничество и благословение великого Почаевского угодника и чудотворца игумена Иова, целебная, дающая живительные силы, вода от стопы Богоматери.

Лаврские святыни

Это им Лавра обязана своим развитием, своей славой. Им и спешат поклонится верующие. Ещё в святых воротах встречает их в своей писаной на стене иконе Пресвятая Богородица в огненном столпе, как и благоволила Она впервые явиться на горе Почаевской и оставить на скале след своей правой стопы на века.

В Успенском храме за небольшой латунной оградой у первой колонны справа находится эта святыня. Окутанная близостью непостижимой тайны, она словно вобрала в себя горячие молитвы нескончаемого потока богомольцев, текущего сюда уже многие столетия. Над стопой из толстого, чуть желтоватого стекла с бронзовой крышкой, подобен древнему алтарю, ковчег с шелковым платом. На плате — изображение стопы Богородицы, а за ним на стене отлитое из бронзы, украшенное золотом и серебром барельефное изображение явления Богоматери.

Под ковчегом на камне находится след самой стопы, источающий святую целебную воду. Богомольцы пьют и уносят с собой благодатную воду которая ещё не раз исцелит от душевных и телесных недугов.

Тут, в этом храме, над царскими вратами, в звездообразном, сияющем драгоценными камнями киоте находится чудотворная икона Богородицы — вторая великая лаврская святыня. Её подарил в 1559 г. греческий митрополит Неофит местной помещице Анне Гойской.

Икона эта написана в византийском стиле на небольшой доске. Богородица нежно приклонила свой лик к Сыну, которого держит на правой руке, а в левой — плат, им она прикрывает ноги Богомладеца. Десница Иисуса поднята для благословения всех, для кого Он — «путь, истина и жизнь». На главе у Богоматери и Спасителя короны с сиянием. С обеих сторон и внизу на иконе есть небольшие изображения святых: справа — пророка Илии и мученика Мины, слева — первомученика Стефана и преподобного Авраамия, внизу — великомученицы Екатерины, справа от неё — святой мученицы Параскевы, а слева — святой мученицы Ирины. Благодать этой святыни в доме Гойской постепенно возростала, подобно горчичному зерну. От иконы начали являться чудесные знамения. Одно из которых особенно поразило Гойскую. Ее брат Филипп, слепой от рождения, после усердной молитвы перед иконой, прозрел.

Не решаясь более держать у себя святую икону Анна Гойская торжественно в 1597 г. передала эту святыню Почаевскому монастырю, и вот уже более 400 лет от нее совершаются чудеса.

За благословением к преподобному Иову, игумену и чудотворцу Почаевскому, спускаются верующие в пещерную церковь, в пещеру, где подвизался он при жизни и почивает после смерти.

Его нетленные мощи лежат в серебряной раке, сделанной по проекту С. Верховцева и пожертвованной графиней Анной Орловой-Чесменской. Рака находится под сенью из белого итальянского мрамора. Полутёмная пещера, тусклый, мерцающий свет неугасимых лампад и свечей, наводит на размышления о человеке, всю свою жизнь посвятившему служению Богу.

Это был мудрый, с невиданной силой воли муж. Несгибаемые убеждения, твёрдость веры и духа — вот что не дало ему сойти с избранного пути и суметь защитить отцовскую Православную веру.

1604 год. Иов Железо, игумен Дубенского Кресто-Воздвиженского монастыря, тайно идёт на гору Почаевскую «от древле светлостию чудес многих сияющую», чтобы оградить себя от мирских похвал, ибо от единого Бога желал быть прославлен. Однако промысел Божий судил иначе. Почаевские иноки, почувствовав в нём великую духовную силу, единодушно поставили его своим игуменом. Тут он провёл остаток своей жизни (50 лет), здесь ещё больше возрастала о нём слава, а с ней умножалось материальное благосостояние монастыря. Тут он претерпел много скорбей и обид и от поляков, что хотели обратить монастырь в католичество, и от внука Анны Гойской Фирлея, который, пренебрегая её фундушевой запиской, возжелал всё имение, подаренное помещицей, и даже Чудотворную икону Богородицы, забрать для своей пользы. И чем сильнее и упорнее были нападения врагов-иноверцев, тем неотступнее стоял преподобный Иов на страже монастыря. Своими проповедями и поучениями, своей духовной чистотой, своей праведной жизнью, раскрывал игумен сущность земного человеческого бытия ради вечного. Присягу «своей совести и чести» — бороться за правду, за истину, за чистоту веры завещал он потомкам своим, а значит и нам, как заповедь Господнюю. Её каждый может ещё и ещё раз почувствовать и услышать тут, в Пещерной церкви, приклонившись к нетленным мощам святого игумена или побывав в маленькой, справа от раки, пещерке, в которой уединялся преподобный для молитвенных подвигов.

От зари до зари

Красоту монастыря, его духовную силу слагают не только великолепно расписанные храмы и мощные стены, но и те, кто живёт в обители. Рано утром, с первой утренней зарей звон колокольчика созывает иноков на первую молитву — полуночницу. В 4:30, в сумерках длинных коридоров идут монахи в храм на молитву.

Мир ещё спит, а у чудотворной иконы Почаевской начинается монашеская молитва. Она освящает жизнь нового дня своего народа, невидимо охраняя и укрепляя его. Под соборное пение с высоты иконостаса плавно спускается икона и начинается акафист. Приложившись к образу, братия узкой галереей идёт в пещерную церковь к мощам преподобного Иова испросить у своего святого игумена благословение на дневные послушания.

С 6 часов утра в пещерной церкви совершается ранняя литургия, после которой служится акафист у мощей преподобного. Потом в соборе Успения или в Троицком соборе — вторая (поздняя) литургия. После неё или одновременно в других храмах (всего их в монастыре семь) служатся требы, заказываемые богомольцами: молебны, водосвятия, соборования, панихиды.

В час пополудни братия собирается в Трапезную церковь во имя святой великомученицы Варвары. Это первое вкушение пищи, во время которого на церковнославянском языке читается житие святого, его же память совершают в этот день. В понедельник, среду и пятницу постные дни. После трапезы братия продолжает трудиться на послушаниях: кроме молитвы и богослужения у каждого есть свои обязанности.

Административная и законодательная жизнь монастыря — в ведении наместника. Это высокое и ответственное послушание поручается Духовным Собором Лавры человеку, умеющему сочетать руководство духовной жизни с хозяйственной. Ныне это послушание несёт архимандрит Владимир (Мороз).

Внутренний распорядок жизни Лавры, распределение монашеских послушаний и наблюдение за их выполнением — всё это входит в обязанности благочинного. Весь порядок богослужений, обеспечение служителей необходимым облачением — в ведении ризничего, а за правильным прохождением службы следит уставщик. Духовная жизнь иноков под контролем братского духовника, который принимает их исповедь. За клиросное послушание отвечает регент. Хозяйство Лавры ведёт эконом и его помощник, а финансами ведает казначей. Запасы всех продуктов в ведении келаря.

Несут иноки ещё послушания библиотекаря, звонаря, просфорника, экскурсовода, преподают в семинарии. Другие трудятся на кухне, в иконной лавке, за свечным ящиком, на экономии, на коровнике; послушания есть у каждого, а у некоторых их и несколько. Есть и особые послушания: киотный — смотритель у чудотворной иконы; стопочный — смотритель у стопы Матери Божией и блюститель мощей.

В 17 часов — вечернее богослужение, которое завершается крестным ходом братии и паломников. Затем ужин и монашеское правило, после которого братия расходится по своим келиям. Но на этом молитвенный труд инока не заканчивается. Каждый читает ещё своё келейное правило, избранное им самим или установленное духовником: каноны, акафисты, кафизмы.

В дни больших и престольных праздников на Почаевскую гору съезжаются тысячи паломников; службы тогда совершаются почти во всех храмах.

В праздники Успения (28 августа) и Рождества (21 сентября) Пресвятой Богородицы читаются акафисты перед Её святынями и совершаются крестные шествия с Чудотворным образом. День памяти чудотворной иконы Богоматери и заступления Её за обитель в 1675 г. празднуют 5 августа. Память преподобного Иова прославляется трижды в год: 10 ноября — кончина (1651 г.); 10 сентября — обретение честных мощей; 19 мая — тезоименитство в связи с празднованием памяти праведного Иова Многострадального.

Накануне празднования обретения мощей преподобного раку с его мощами с молебным пением переносят в Успенский собор, а в день праздника после поздней литургии, её обносят вокруг собора и с пением тропаря заносят снова в пещерную церковь.

И праздничные и повседневные богослужения в монастыре - это очищение человеческой души, стяжание благодати Божией. «Побывав в храмине, где варится миро, нельзя выйти из неё не благоуханным» — словами святителя Иоанна Златоустого скажет каждый, кто хотя бы один раз побывал в Святой Успенской Почаевской Лавре.

Паломничество на Афон

Паломництво в Румунію

Паломничество в Черногорию


Яндекс.Метрика

Реестр паломнических служб УПЦ Асоціація допомоги інвалідам і пацієнтам із ХЛПЗ Православная литература
Для почтовых рассылок мы используем сервис SendPulse
↑ Вверх ↑